Инструментарий для планирования и решения социально-экономических проблем регионального развития и инновационной деятельности

версия для печати

ИНСТРУМЕНТАРИЙ ДЛЯ ПЛАНИРОВАНИЯ И РЕШЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ
РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Научно-образовательный центр «Прикладная математика» Институт прикладной математики им. М.В. Келдыша РАН,
Центр "Стратегии динамического развития" им. С.П. Курдюмова
Москва, 2007

Исследования нашего коллектива показали, что большинство регионов России сегодня управляются региональными властями весьма профессионально

Федеральной властью принято окончательное политическое решение о незамедлительном вступлении в ВТО. Независимые исследования показали, что большинство регионов России будут готовы к этому только через 5 лет.

Опыт преодоления региональными властями и региональным директорским корпусом последствий глубоких кризисов 1992-1993 и 1998 годов показывает, что и с грядущим кризисом 2008-20.. годов российские управленцы справятся. Однако потери от неподготовленного вступления в ВТО будут огромны и лягут на плечи в первую очередь региональной власти .

В ближайшей перспективе региональные власти и директорский корпус столкнутся с необходимостью больших изменений во всех аспектах управления в регионах. Для поддержки решения этих вопросов нашим коллективом разработан инструментарий управления развитием и сформирована программа подготовки молодых специалистов для подразделений развития.

Вступление же в ВТО с отсрочкой на 5 лет, наряду с форсированным созданием структур по поддержке разрешения в регионах перечисленных выше вопросов позволит не только предотвратить неизбежные широкомасштабные потери, но и резко уменьшить перенапряжение регионального руководства и регионального директорского корпуса.

Проблемы, с последствиями которых столкнутся региональные власти и региональный директорский корпус:

  • Недопустимо плохо защищена интеллектуальная собственность региональных компаний, институтов и даже органов власти; отсутствуют эффективные структуры поддержки, способные в разумный срок исправить положение
  • Практически повсеместно отсутствуют полноценные Карты Уровней на производимые в регионах товары и услуги (следовательно, не может быть проведено их объективное позиционирование на мировом рынке)
  • Сертификация производственных процессов региональных компаний и выпускаемых ими товаров и услуг по международному стандарту качества ISO 9000/2 встречается только в порядке исключения
  • Персонал региональных компаний пока плохо владеет международным языком де-факто - английским и отсутствуют структуры поддержки, позволяющие быстро изменить существующее положение, а также осуществлять перевод документации на выпускаемые товары и услуги на языки стран импортеров с нужным качеством и в обычно практикуемые сроки (40000 знаков за 4 дня)
  • Российские региональные органы власти и компании сегодня имеют достаточно эффективную культуру управления (процессуальный подход), которая резко отличается от культуры управления транснациональных корпораций (процедурный подход), что отражается также на значительных различиях в терминологии и подходах к управлению российских менеджеров высшего и среднего звена в сравнении с зарубежными менеджерами, выросшими на культуре Master of Business Administration ( MBA )
  • В массе своей у региональных властей и компаний отсутствует практика решения спорных вопросов в международных судах, что делает их весьма уязвимыми после вступления в ВТО
  • Следует учитывать массовое использование российскими региональными компаниями производств с техническим и технологическим отставанием от принятого в мире уровня
  • Региональные инновационные системы находятся в процессе формирования и не могут оказать в ближайшие 3-5 лет массовой и эффективной помощи реальной региональной промышленности в отборе и освоении новых товаров и технологий
  • Разрушенная система среднего специального образования создает в регионах острый дефицит кадров квалифицированных рабочих
  • В большинстве случаев не сформированы локальные рынки, которые при любых сценариях будут ориентироваться на отечественного производителя и нет эффективных структур способствующих ускорению этого процесса
  • И многое другое

Нашим коллективом был разработан комплексный инструментарий для подразделений развития регионов и корпораций в новых условиях, способствующий к решению некоторой части инновационно-ориентированных проблем из перечисленных выше.


Комплексный инструментарий для подразделений развития регионов и корпораций в новых условиях:

  • Библиотека базовых международных стандартов по инновациям (перевод на русский язык)
  • Инструмент оперативного составления среднесрочного и долгосрочного прогноза социально- экономического развития регионов
  • Инструмент диагностики и анализа инновационных систем «Барометр российских инноваций»
  • Банк математических моделей
  • Экспертное сообщество «Российское сообщество экспертов»
  • Подготовка команд молодых специалистов для обеспечения подразделений развития.

Благодаря поддержке Министерства промышленности и науки Московской области

Библиотека базовых международных стандартов по инновациям (переведенных на русский язык)

  • Проведен сбор международных стандартов де- факто по инновационной деятельности
  • Выполнен перевод 6 базовых стандартов на русский язык

Библиотека базовых международных стандартов по инновациям (переведенных на русский язык)

Необходимо распространить по инновационно-ориентированным регионам России международные стандарты в области инновационной деятельности и использовать единую терминологию в данной сфере. Модель современного инновационного процесса

Современная модель инновационного процесса в рамках инновационной системы, приемлемая для рыночной экономики (международный стандарт де-факто
Устаревшая линейная модель инноваций – широко применяемая сегодня в России

Инструмент оперативного составления среднесрочного и долгосрочного прогноза социально-экономического развития регионов

Для инновационного развития регионов критически важным является составление и использование адекватных долгосрочных прогнозов социально-экономического развития – в том числе, для повышения инвестиционной привлекательности региона.

Инструмент оперативного составления среднесрочного и долгосрочного прогноза социально-экономического развития регионов

Пример анализа социально-экономического развития Московской области.

Экономика Московской области изменяется, она всё больше превращается из самостоятельной в обслуживающую.

Инструмент оперативного составления среднесрочного и долгосрочного прогноза социально-экономического развития регионов

По нашим расчетам, в случае инерционного развития, к 2011-2012 г. произойдет перелом и доля ВРП Московской области в ВВП России начнет сокращаться.

Если комплексно не использовать все имеющиеся в Московской области резервы, то регион начнет утрачивать свою экономическую самостоятельность.

Место Московской области в международной инновационной деятельности

Выход для Московской области – эффективное использование огромного научного, научно-технического и инновационного потенциала.

Инструмент оперативного составления среднесрочного и долгосрочного прогноза социально-экономического развития регионов

Разработанный инструмент позволяет легко учитывать корректировки в плане социально-экономического развития. Кроме того, реализация на основе открытых кодов позволяет вносить региональную специфику.

Что во много раз сокращает сроки разработки таких планов и повышает их качество.

Инструмент диагностики и анализа инновационных систем «Барометр российских инноваций»

Для отслеживания инновационных разработок в различных секторах экономики нами разработан «Барометр российских инноваций»

Инструмент диагностики и анализа инновационных систем «Барометр российских инноваций»

Пример количественного анализа региональной инновационной системы

Банк математических моделей

Нашим коллективом при решении прогностических задач широко используется аппарат математического моделирования. Для увеличения оперативности разработки используется обширная база данных математических моделей Института прикладной математики им. М.В. Келдыша.

Экспертное сообщество «Российское сообщество экспертов»

Для проведения экспертизы проектов, инновационных технологий, планов развития и пр. разработан комплексный распределенный инструментарий проведения экспертизы на базе инновационных гуманитарных технологий (hi-hume) и высоких технологий ( hi-tech).

Подготовка команд молодых специалистов для обеспечения подразделения развития

Разработана программа подготовки для подготовки команды молодых специалистов для работы помощниками директоров по развитию корпораций, заместителей губернаторов по социально-экономическому развитию, руководителей крупных политических партий и общественных организаций, руководителей крупных СМИ. Комплекс специальностей включает:

  • Доверительного аналитика
  • Инновационного менеджера
  • Мастера по современным технологиям моделирования, конструирования и дизайна

В исторической аналогии данная группа молодых специалистов - помощников по развитию соответствует введению в середине XIX и в начале XX века для массового преодоления кризиса текущей деятельности компаний должностей – секретаря, помощника и референта первого лица.

Руководитель работы -
Шишов Вадим Викторович
- старший научный сотрудник научно-образовательного центра "Прикладная математика" ИПМ им.М.В.Келдыша РАН