Дороги Крыма.
Автор: admin, 09 Ноя 2011
Каждый раз, собираясь в очередную поездку в Крым, я вспоминаю, какие всё-таки удивительные, красивые и удобные дороги Крыма. Будь то поездка в зоопарк « Сказка» или в ботанический сад на Парад Хризантем, в любом случае ты добираешься туда по уникальной, единственной в мире самой длинной горной троллейбусной трассе. Её протяженность от аэропорта до конечного пункта в Ялте составляет 96 км.
Прежде в Ялту была лишь почтовая дорога, которая представляла собой сплошной серпантин, а некоторые её участки были очень опасны. В 30-е годы прошлого столетия были проведены работы по спрямлению некоторых резких поворотов и были устранены оползни. Дальнейшие работы остановила война. В послевоенные годы Крым был объявлен «Всесоюзной здравницей», и поэтому требовались более удобные дороги, чтобы можно было с комфортом добраться до моря. Про прежние дороги писались даже стихи:
«Вверх и вниз по склонам гор нас везет лихой шофер.
Сумасшедшая дорога – так и кружит, егоза!
Сердце екает немного, разбегаются глаза.
Интересно все, без спора:
Слева – пропасть, справа – горы…».
Ещё в конце ХІХ века были попытки связать южный берег Крыма с другими городами полуострова. На рассмотрение было представлено три проекта: железная дорога, монорельс и троллейбусная дорога. Для железной дороги была большая вероятность сползти в море, монорельс был слишком дорогим удовольствием, поэтому остановились на троллейбусной линии.
Взялся за то, чтобы связать Симферополь и ЮБК, Никита Хрущев. К тому времени в Европе уже были подобные горные трассы, но гораздо меньшей протяженностью: в Италии – 15-30 километров, в Англии Южно-Лакаширский маршрут был протяженностью в 51 километр, и это была самая длинная дорога.
В Крыму решили строить дорогу от симферопольского аэропорта «Центральный» до Ялты протяженностью в 96 километров.
Выбор именно на троллейбусную линию был не случаен. В салонах автобусов пахло бензином, по старой Ялтинской дороге в машинах сильно укачивало, и нередко люди добирались до места в полуобморочном состоянии. Ну, о каком отдыхе могла быть речь, когда люди вспоминали, как им отсюда предстоит снова добираться до Симферополя? В троллейбуса же бензином не пахло, движение плавное, без резких толчков.
Первая очередь трассы в 52 километра была построена за фантастически короткое время – 11 месяцев. При этом параллельно со строительством самой дороги, строились мосты через горные речки, укреплялись склоны гор от оползней, ставились опоры, тягловые подстанции. Таких темпов строительства дорог не было ни до, ни после в СССР.
Хрущев часто интересовался тем, как идёт новостройка. Первое время после запуска трассы, участок дороги перед Ангарским перевалом , на котором ездили и автомобили, и троллейбусы, проходил по старой Ялтинской дороге, пока строилась новая. Однажды, осенью 1960 года, проезжая на отдых по этому участку, Хрущев посетовал на то, что до сих пор «копаются» здесь, и приказал, чтобы по возвращению с отдыха он ехал уже по новой дороге. Так и произошло, и не только правительственные машины к тому времени ездили по этому участку, но и троллейбусы тоже.
Раз уж зашел разговор о правительственных кортежах, то стоит упомянуть тот факт, что все водители троллейбусов были проинструктированы о том, что в это время они должны не только остановиться, но и закрыть все окна по левой стороне , чтобы никто из любопытных не высунулся.
Первые кондукторы по совместительству работали и экскурсоводами – рассказывали пассажирам о достопримечательностях Крыма и истории крымской троллейбусной дороги.
Что ещё интересно, что билеты на троллейбус можно было купить ещё в поезде у проводников, бригадиров или начальника поезда. Для удобства пассажиров билеты на троллейбусы в Алушту и Ялту продавались вместе с железнодорожными билетами до Симферополя в кассах городов: Москва, Ленинград, Киев, Минск, Харьков, Рига и Вильнюс. И даже если поезд опаздывал, данные тут же передавались в управление, и этот рейс передвигался на более поздний срок. Если учитывать, что в то время интервал между троллейбусами был всего 2 минуты, то можно представить, какого высочайшего класса было то управление. Такого расписания не было во всем мире, и стоило бы этот факт внести в Книгу рекордов Гиннеса!
Удивительное дело, но в эту Книгу самая протяженная троллейбусная трасса попала вовсе не потому, что она самая длинная, а потому, что по ней ездят самые старые троллейбусы. 95% троллейбусов подлежат списанию, и среди них есть ещё те, на которых ездили в 70-е годы. Вот, такой парадокс!
Что касается самих троллейбусов, то тут есть ещё один интересный факт – только в Крыму по троллейбусной трассе ходили грузовые троллейбусы. Да, такие троллейбусы были, и они могли ездить как от электрической сети, так и на бензине – эдакий симбиоз троллейбуса с автомобилем. Делали такие уникальные машины в Киеве, и были они очень надежные и недорогие. Но их всё-таки пришлось снять с трассы, дабы не слишком нагружать тягловые подстанции.
Обычные же рейсовые троллейбусы почти все были закуплены в Чехословакии, на заводе «Шкода», отечественных было совсем немного, т.к. они не выдерживали крутых подъемов и спусков.
И тем не менее, этой удивительной и поистине уникальной трассой интересуются иностранцы, они приезжают прокатиться по ней, насладиться открывающейся красотой гор и моря, и удивляются тому, что наше правительство не поддерживает должным образом такой экологический вид транспорта.
В 2009 году троллейбусной трассе в Крыму исполнилось 50 лет. Сейчас по дорогам Крыма ездят маршрутные такси и быстроходные автобусы, и свои лидерские позиции троллейбус стал терять, становясь живой легендой времен Советского Союза. Но он до сих пор продолжает возить через перевал тысячи курортников. И если к этой проблеме отнестись, как к бизнес-проекту, то можно ситуацию поправить и решить задачу модернизации с помощью средств от рекламы на дороге, что, собственно, уже и происходит.
Каждый год ремонтируются отдельные участки дороги, делаются всё новые и новые «ловушки» на случай, если отказали тормоза.
Не хочется заканчивать свой рассказ на грустной ноте, поэтому постараюсь его немного подсластить позитивной информацией:
- Открылся новый экскурсионный «маршрут выходного дня» по горной трассе Симферополь-Алушта-Ялта, на котором пассажирам раздают минеральную воду и мятные конфеты ( их стоимость входит в стоимость билета, равной 30-ти гривнам).
- 114млн. гривен обещает выделить Крымское правительство на покупку 300 современных троллейбусов и на реконструкцию самой дороги.
- Началось тестирование на одном из маршрутов на предмет доступа услуги Wi-Fi во всех троллейбусах Крыма.
Так что, приезжайте в Крым, добирайтесь до моря по троллейбусной трассе, вдыхая чистый горный воздух. Используйте свой активный отдых с пользой, как для здоровья, так и для души. Дороги Крыма – это безопасные и очень красивые дороги.
Общайтесь со мной
Нет похожих статей.
Ехал когда-то по этой дороге в Алушту. Даже скалу помню, и дешевое сухое вино. Эх, ностальгия! А вот старые фотографии особенно приятно посмотреть.
Я тоже люблю старые фотографии, одно время просто так увлеклась, что восстановила некоторые из старого родительского альбом( на компьютере). Хорошо, что в интернете можно отыскать старые фото, на которых запечатлено, как строились дороги Крыма.
Красота! Очень понравилось! Надо выбраться в отпуск в Крым!
Если такая возможность есть, то выбирайтесь, и лучше осенью, когда много фруктов, ещё теплое море , а в ботаническом саду ещё вовсю цветут розы.
Можно позавидовать, что у вас там такие прекрасные дороги Крыма, а у нас ходить невозможно, не только ездить.
Надо отдать должное коммунальщикам – они очень хорошо следят за дорогами, на протяжении всего нашего путешествия мы не раз останавливались, чтобы не спеша объехать участок, где велся ремонт или пропустить встречные машины.
Замечательная статья “Дороги Крыма”!!!
Читала и вспоминала, как в 1977 году ездили с мужем в Ялту. Вспомнила паром и, конечно, троллейбус. Я тогда была очень удивлена, что на такое длинное расстояние везет троллейбус, что прямо из Симферополя приезжаешь в Ялту на троллейбусе.
…нахлынули воспоминания от твоей статьи.Спасибо!!!
Надеюсь, что скоро по этой замечательной дороге будут ходить такие красивые троллейбусы, как на фото. И люди, который любят активный отдых, будут ездить с комфортом.
И захотелось опять проехать по этой дороге на троллейбусе…….
Спасибо, Любаша! Ты как всегда на высоте! Твои комментарии очень приятно читать – чувствуется, что тема тебя задела, не оставила равнодушной, и это стоит того, чтобы садиться за новую статью. На этот раз это будет нечто другое …
Спасибо! Прямо ностальгия, ездил и я по ним, знаю, что такое дороги Крыма, но это было очень давно.
Ностальгия – не такое уж плохое чувство. Но лучше всё-таки приехать и снова прокатиться по этим дорогам.
Какой прекрасный ностальгический рассказ! И,вообще.сложилось впечатление, что делалась дорога для людей и на долгий срок. Фотографии замечательные! Спасибо, получила огромное удовольствие от воспоминаний!
Строительство дороги, тем более дороги горной – это как строительство очень сложного объекта, в котором нет мелочей. Да, строилась дорога для людей, и контролировалось это высшими чинами, потому, как сами потом теми дорогами ездили. Но такие дороги не долговечны, и требуют постоянного ремонта и ухода за ними.
Большое спасибо за статью! Очень понравилось! Душа у вас, романтическая. Удачи!
Да, Вы правы, в душе я большой романтик. Спасибо за пожелание удачи. Вам тоже её желаю, а также хорошего трафика.
Блин, ностальгия, я опять очень захотел в Крым.
А Вы думайте о нем чаще – глядишь, и соберетесь. Дороги Крыма ждут Вас!
Я из Крыма, мне очень приятно увидеть родные места на фото вашего сайта.С одним, к сожалению, не могу согласиться – с безопасностью дорог. Каждый год на дорогах происходят оползни, особенно часть дороги на побережье Севастополь-Ялта. Дальше тоже бывают, но я там реже езжу. Эта дорога всегда ремонтируется. Хотя не могу не согласиться, что вид с дороги на море изумительный. Всегда наслаждаюсь. когда приходится ездить по этой трассе.
Вам виднее, раз Вы живете в Крыму. Я бываю там не так часто, и ни разу ничего подобного не видела. То, что делаются защитные ограждения от оползней – это видно. Конечно, опасность на горных дорогах всегда существует, но почему-то не страшно ездить по дорогам Крыма. Более того – такая поездка доставляет столько радости, что хорошее настроение не покидает ещё очень долго.
Статья вызывает хорошее настроение и будит мечты побывать в этих краях и увидеть эту красоту воочию.
Думаю, что желание “побывать в этих краях и увидеть эту красоту воочию” спровоцировано не только текстом, но и ( в большей степени) фотографиями. Но многие их этих фотографий сделаны не очень качественно, на ходу ( вернее, во время движения), и я очень переживала, что они не воссоздадут того же впечатления, что было и у меня, когда мы ехали. Эти дороги Крыма просто очаровали меня своей красотой, ухоженностью, и даже изяществом.
В Крыму была давно… лет пять уже… в памяти остались красивые виды на море… солнце… и ощущение драйва…
А драйв от чего? От купания в море или от езды по горным дорогам?
Спасибо мне понравилось очень даже красиво
Рада, что понравилось. Спасибо за коммент.
Моя приятельница летом переехала на ПМЖ в Крым, продала квартиру, бросила успешную работу и махнула на юга. Представляешь, Альбин, из Сибири в Крым! Я вся обзавидовалась! Присылала фотографии и тоже рассказывала про старую троллейбусную трассу – произвела на нее огромное впечатление. Смеялась – в Сибири кроме 40 градусных морозов экстрима нет, а тут такой позитивный драйв! Здорово там у вас. Обожаю смотреть твои фотки!
Привет, Ириша! Как это нет экстрима в Сибири? А тайга? Ведь, какие огромные леса, и сколько там зверья разного, дикого! А реки могучие? А Красноярские Столбы чего только стоят? Я уже молчу о Байкале. Так, что Крым Крымом, а Сибирь Сибирью. И если есть дороги Крыма экстримальные, то обязательно есть и другие – красивые и безопасные.
О, ну вы прям за больное зацепили -)) Я тоже когда-то из Сибири переехала на Юг, и мне здесь очень нравится. А морозы это да, вспоминаю как страшный сон.. Ну и на Байкале конечно же была, ждем теперь рассказ про него -)))
Ах, милая Виктория, спасибо за идею. Жаль, у меня есть только старые и не очень качественные фотографии с тех мест. Но на то и интернет, чтобы воспользоваться его информацией. Надо подумать над этим.
Отдыхал как-то летом в городе Саки, ездил в Ялту на экскурсию, на гору Ай-Петри, вина дегустировал.Все очень понравилось!
Я рада, что статья навеяла Вам такие приятные воспоминания.
Великолепный экскурс, в советское время ежегодно бывала в Ялте, очень приятно вернутся ненадолго в прошлое.
так приезжайте! Проедетесь по дорогам Крыма сейчас и сравните со своими прежними ассоциациями, а заодно и в разных интересных местах побываете.
Очень люблю Крым,с нетерпением жду лета.
Отлично! Лето в Крыму обязательно принесет Вам не только кучу эмоций, но и здоровье – морской воздух вместе с горным прочистят Ваши легкие. А дороги Крыма не столь загазованы, как в городах, поэтому по ним можно ездить, не опасаясь.
Я когда первый раз была в Крыму в 1999г. ехала именно на троллейбусе, чтобы все рассмотреть внимательно. Крымский серпантин мне тоже нравится, и природа, и море. Благодарю за чудесную статью!
Да, с того времени уже немало воды утекло, пора снова посетить это удивительное место! Приезжайте!
Спасибо, как будто побывала вместе с Вами на крымских дорогах. Интересно было прочитать Вашу информацию.
Лучше бы самой побывать на этих дорогах – они стоят того, чтобы хоть раз по ним проехать, даже в трамвае.
Спасибо, Альбина, за такой развернутый и интересный рассказ о дорогах Крыма! Немного страшновато, наверное, ехать на троллейбусе по горной дороге? В Крыму я была последний раз уже очень давно – в 1991 году!
Светлана, на троллейбусе я тоже давно не ездила по этим дорогам. Мы с мужем путешествуем по Крыму на своей машине. Часто бывает, что обгоняем этот вид транспорта. Но троллейбусы очень востребованы местными жителями, и на каждой остановке всегда есть люди, ожидающие очередной рейс. Ездить на них совсем не страшно, тем более, что дороги довольно широкие.
Действительно, дорога от Симферополя до Ялты изумительна по своей красоте. Я как минимум раз 10 была в Алуште и Ялте и опять хочу туда.
Спасибо, Альбина за напоминание о такой красоте.
в Крыму дороги еще ничего, на 4 с минусом, а вот в донецкой области просто ужас…
Ездил я на троллейбусе по этой дороге, очень хорошие впечатления остались и красота кругом
А я на троллейбусе уже давно там не ездила, т.к. ездим на своей машине, но от этого впечатлений меньше не становится!
Так расписать дороги Крыма чтобы снова и снова хотелось туда вернуться можешь только ты!!!!Но я так всегда спешу к любимому морю, что еду на маршрутке, так быстрее, но после твоей статьи”Дороги Крыма” ,я в следующий раз обязательно прокачусь на троллейбусе!
Светик, конечно, прокатись! А, может, вместе прокатимся?
Крым – самое живописное и прекрасное место на земле. Спасибо за Ваш превосходный комментарий
Никогда не были в Крыму, но очень хотелось бы побывать. После Ваших описаний и вкусных фотографий захотелось посисить это удивительное место еще больше. спасибо за статью и дороги Крыма!
А Вам спасибо за комментарий. Иду к Вам в гости.
Вы напомнили мне поездки в Крым….я несколько раз был в Ялте..Алуште, Гурзуфе. Алупка с её дворцом очень понравилась. Был внутри дворца Воронцова …это что-то….всем могу только рекомендовать. Дорога из Симферополя до Ялты мне очень запомнилась…..красиво конечно…спасибо за приятные воспоминания.
В последние годы заметно стало краше повсюду – как в городах Крыма, так и дороги Крыма. Красивый уголок, удивительная природа – это всё надо беречь и сохранять. Одно плохо – всё очень дорого, особенно в летний сезон, все стремятся окунуться в море, глотнуть горного чистого воздуха.
Очень интересная статья
И не менее интересный комментарий!
Я долгое время жил в Крыму и имея свою машину поездил по дорогам Крыма. С другими дорогами Украины их не сравнить! Качественное покрытие и практически отсутствуют выбоины на полотне. Спасибо, за интересную историю Крымкого троллейбуса, думаю покупка новых машин, возродит популярность этого вида транспорта.
Это точно – качество покрытия дорог на крымских дорогах отменное! Я тоже думаю, что обновление парка троллейбусов сделает дороги Крыма ещё красивее, ведь такие красненькие троллейбусы-букашки, да с черными усиками – это же просто загляденье!
Хочется добавить еще о дороге, ведущей из Судака до Алушты. Она очень извилистая и тяжело переносимая, НО проехать по ней хотя бы раз стоит – ТАКАЯ красота! -глаз не оторвать!
Очень красивые фото дорог, так и манят попутешествовать!
Приглашаю Вас за наградой «Красивый блог»: http://bit.ly/sfLsBG
Альбина, мой приз приз и эстафетная палочка вам!
Был этим летом в Судаке.Ездили в Новый Свет по серпантину.Впечатлений море!
Да действительно по дороге красивые места. Но у каждого климата своя изящность и красота. Лично знаком только с дорогой Краснодар – Геленджик) Чем то похожи даже с вашими)!
Красота, а не дороги, каждый житель нашей страны мечтает о таких дорогах
Крым – это лучшее, что есть на просторах СССР для отдыха!
В Крыму ни разу не был. Но судя по фотографиям место очень хорошее. Летом скорей всего поеду. Давно хочу там побывать
В Крыму ещё не разу не был…..теперь хочется….красиво…!
Как интересно! Люблю путешествия, особенно на машине. С удовольствием бы посетила такие чудесные места!
Сам из Крыма, было интересно посмотреть, на фотографии дорог…
О таких дорогах мы только мечтаем,да еще красота такая кругом. Здорово!!!
Очень красивые фотографии.
Очень люблю Крым, я сама из города героя Севастополя, а сейчас живу в Сургуте, но очень скучаю за Крымом.
Доброго времени суток дорогой владелец сайта! Так научились приветствовать друг друга многие ученики прошедшие обучение в школе Старт АП. Вот и я тоже стал так всех приветствовать. Мне очень понравился Ваш сайт. Много нужного материала. Буду заходить к Вам в гости. У меня сайт об играх. Я тоже как и вы занялся сайтостроением. Прошу тоже комментировать мои статьи и ретвитеть . Буду очень вам благодарен!
Когда был в Крыму, специально подобрали себе экскурсию, чтобы поехать “междугородным троллейбусом” – такого нет нигде в мире!
Эта троллейбусная линия – достопримечательность Крыма, важный туристический объект, и никто даже не вспоминает, что построили её в ответ на бензиновый дефицит конца 80-х.
Спасибо, что поправили. Значит, мне рассказывали оботдельном участке троллейбусной линии, а я неправильно понял…
Приятно, что троллейбусный маршрут совершенствуется и модернизируется. Если удасться поехать вКрым – проедусь на новых троллейбусах.
Да дорога на Ялту хорошая! Но к сожалению, как только вы свернете в сам город..картина резко меняется))) В самой Ялте дороги ужасные, как впрочем и в Симферополе, “убитая” трасса Джанкой-Феодосия…ну впрочем, как везде)))) Я просто жительница Крыма, в Ялте бываю два три раза в год)))
Просто обожаю Крым – красота необыкновенная!
Я в Крым просто влюблена с детства. Трасса Симферополь – Алушта – Ялта знакома до мелочей. Ходила по Крыму и пешком, по горам. Нет лучше места на Земле. Больше всего люблю Симеиз и Кацивели.
Меня всегда удивляла эта троллейбусная дорога) Казалась бесконечной! Сейчас в такой спешке уже меньше желающих стало прокатиться по ней. Но вот в таких современных троллейбусах даже интересно проехать, тем более, что по этой дороге такие красоты вокруг, что дух захватывает.
Увлекаюсь автомобилями – тема дороги всегда интересна
Вау, отличная статья, как раз про Крым вспомнил благодаря вам, сайт хороший у вас, интересный. Спасибо за информацию
Крым имеет почтенный возраст и дороги в большинстве своем тоже, а места действительно красивые встречаются….
Альбина, я с Вами!
Привет Аля!
Очень здорово, сразу ностальгия, первый раз побывала в Крыму с рюкзаком, едва смогла дойти с рюкзаком до ж/д вокзала Мелитополя, потом 3 полка поезда и подьем на Ай-Петри, у меня получилось без остановки, с постоянной мыслью – умный в гору не пойдет, умный гору обойдет. Но потом эти трудности забываються настолько переполняют положительные эмоций от увиденного.Ночлег в Лысой балке- палатку от ветра трепало так что уснуть было невозможно, а приготовление пищи со снега, в том месте нет источника воды, котелок приходилось переносить за ветром, т.е. за огнем, но еда оказалась самой вкусной в мире. А мороженное со снега и сгущенки, курсантам с военного училища не успели предложить, как ложки были в котелке, они в голенищах сапог носят, всегда готовы к труду и обороне.
Не могу удержаться чтобы не написать еще пару строчек. Каждый турист должен рассчитывать на свои силы, когда собирает рюкзак, иногда с удивлением смотришь на почти весь гардероб взятый с собой кем-то, в то время как по дороге приходиться выкидывать картошку, она то конечно не пропадет, зверья хватает, приходилось по кабаньим тропам ходить, твой муж может об этом рассказать больше. Он бывалый турист, кажеться один из них (бывалых) сейчас живет в Крымских горах на одной из самых проходимых троп, твой сын его там встречал.
А дегустационные залы (или подвалы), для пробы наливают 7 или 9 разных вин по повышению градуса, белых и красных, и немного галетного печенья, очень даже ничего для хорошего настроения. В Порто (я сейчас живу в Португалии) наливают 2 или 3 на выбор, может попробовать даже дорогого, но без печенья.
Like the blog
Обожаю Крым! Стараемся ездить каждый год, а то и два раза в год. Любимый маршрут – до Симеиза.