Симфония природы художника Шишкина.

Автор: admin, 07 Апр 2012

«Красота, нас окружающая, – это красота божественной мысли, разлитой в природе, и задача художника – как можно точнее передать эту мысль на своем полотне».

Невостроев, К.И.

Ручей в березовом лесу.

История – Российская особенно – знает много примеров того, что великие писатели, композиторы, художники своё широкое признание получали лишь после смерти. Но не в случае с Иваном Ивановичем Шишкиным, тут всё было иначе.

Шишкины – это весьма старинный купеческий род, и кого только не было в нем: кто колокола лил, кто собирал часы, все были люди честные и мастеровые. Дедушка будущего художника был городским главой небольшого провинциального городка Елабуга, и был он человеком начитанным и просвещенным. И хоть и был из купцов, но личностью был интересной, всегда помнил, что живет в России и для России.

В праздники семья Шишкиных привечала нищих, кормила и поила их, потому, что считалось, что души усопших приходили в дом с бедняками. Маленький Ванечка с детства впитал любовь к людям, природе, к русской старине.

Отец Шишкина серьезно увлекался историей, и часто покупал книги по искусству, он первым из горожан выпустил книгу о родном городе. Возможно, именно потому маленький Ванюша и полюбил рисовать. Его называли «мазилкой», после того, как он раскрасил забор своего дома.

Среди равнины ровныя...

Природа, семья, отеческий дом, церковь – все это повлияло на формирование маленького будущего художника. И позже, когда Иван Шишкин уже учился живописи, он очень скучал по родной Елабуге и каждый раз искал везде места, похожие на родные.

Художник Шишкин был ещё и прекрасным знатоком природы, прекрасно знал жизнь растений, был настоящим ботаником – ученым. Был такой случай – зашел он как-то раз в мастерскую художника Репина и долго рассматривал его новую картину, на которой был изображен сплав плотов по реке. А потом и спрашивает: – « Из какого дерева плоты сделаны?». Репин удивился: -  «Да, какая разница?». И тут Шишкин стал объяснять, что разница огромная: одно дерево в воде набухает, другое – настолько тяжелое, что плот просто пойдет ко дну, а третье – именно то самое, из которого и получится отличный плот.

Ещё в училище определилась любовь Шишкина к пейзажу, а разнообразие растительных форм увлекает настолько, что он буквально штудирует натуру, в которой ему было всё интересно – и старый пень, и коряга, и простая трава. Но также старательно он изображает сараи, лодки или крестьянку с котомкой.

Обычно, художники изображают на своих картинах закаты или рассветы, туманы или непогоду, и это действительно очень интересно. Но наивысший пилотаж художественного творчества – написать полдень, когда солнце в самом зените, когда не видно теней и всё сливается. В России подобных художников было всего человек пять, и среди них – Иван Иванович Шишкин.

К тому времени, когда он закончил Петербургскую академию художеств, его имя было уже известно не только в России, но и за рубежом. А когда он учился в Германии, немало работ продавались и покупались, и один из владельцев лавки ни за какие деньги не согласился позже продать несколько рисунков и офортов, украшавших его лавку.

Создавая свои прекрасные картины, Шишкин жил полноценной жизнью, не испытывал материальных затруднений, любил уют, ценил красивых женщин, был дважды женат. Но при всем при этом среди людей, которых он не знал, чувствовал себя не комфортно и производил впечатление замкнутого и угрюмого человека.   И только среди близких людей становился самим собой и становился говорливым и большим шутником.

Рожь.

Особенно в последние годы жизни Иван Иванович частенько приезжал в Елабугу и писал местные пейзажи. Так, один из хрестоматийных пейзажей «Рожь» был написан недалеко от родных мест. Его работы любили и ценили не только знатоки живописи, в любом деревенском доме до сих пор можно обнаружить на видном месте репродукцию его работ « На севере диком…», «Среди равнины ровныя..», « Утро в сосновом лесу».

Утро в сосновом лесу.

Кстати, история создания картины «Утро в сосновом лесу» довольно юбопытная. В то время Шишкин близко дружил с художником Константином Савицким, который был крестным отцом его детей. Однажды Савицкий рассказал Шишкину о задумке изобразить медведей. Эта идея  взволновала Ивана Ивановича, и он, в свою очередь, решил написать уголок девственно чистой природы,  куда не ступала человеческая нога. Шишкину захотелось передать симфонию леса, нетронутого цивилизацией.

Таким образом, на полотне оказался сказочный, таинственный и чудесный лес, а медвежье семейство « прописалось» на нем исключительно благодаря кисти художника Савицкого. Тогда подобная помощь одного художника другому была в порядке вещей: на картине Василия Перова « Охотники на привале» небо написал Алексей Саврасов, а даму на картине Левитана « Осенний день. Сокольники» написал Николай Чехов.

Иван Шишкин всё-таки указал фамилию своего друга, но когда эту картину покупал Третьяков, то наотрез отказался покупать Савицкого( « только Шишкина!»), поскольку их отношения никак не складывались. Савицкий на авторство не претендовал, и таким образом Шишкин стал единоличным автором самого известного в России, да, и, пожалуй, во всем мире, лесного пейзажа « с мишками».

Иван Иванович Шишкин.

В январе 2012 года Ивану Ивановичу Шишкину исполнилось бы 180 лет. Его шедевры украшают не только Третьяковскую галерею, но и многие другие российские и мировые музеи.

Понравилась статья? Расскажите друзьям.
Общайтесь со мной

Нет похожих статей.

About the author

admin

Комментарии

Отзывов (16) на Симфония природы художника Шишкина.”

  1. пишет:

    не особо увлекаюсь искусством. но картинами Шишкина остается только ВОСХИЩАТЬСЯ. спасибо за статью.

  2. пишет:

    Его работы известны, наверное всем. С детства помню эту картину с медведями))
    Его картины передают красоту природы, покой и удовлетворение. Спасибо! Было интересно больше узнать об этом замечательном человеке и художнике

  3. пишет:

    Спасибо за интересную статью. Оказывается, Шишкин был не только большим художником, но и большим знатоком в ботанике – это неожиданно и любопытно. Удачи Вам и сайту!

  4. пишет:

    Спасибо за информативный и содержательный пост.
    жду в гости :)

  5. пишет:

    Альбина, я прочитала в твоей статье, что Шишкин любил красивых женщин, и подумала, что они, наверняка, отвечали ему взаимностью. Такая колоритная внешность и такой талант… Спасибо, посмотрела и почитала с превеликим удовольствием.

  6. пишет:

    У меня мишки в прихожей весят – всю стену занимают..

  7. пишет:

    Восхищаюсь подобными талантами. Спасибо порадовали!

  8. пишет:

    Его пейзажи удивительно радуют душу, удивительно благополучная судьба для художника.

  9. пишет:

    Доброго времени суток! С большим интересом прочитал Вашу замечательную статью о художнике Шишкине, узнал много нового и интересного, чего прежде и не знал! Побольше нужно таких статей! С уважением Андрей Шемонаев.

  10. пишет:

    Многие картины Шишкина, растиражированные в сотнях дешевых репродукций и плакатов еще в советские времена казались многим банальными и обыденными. Настолько они были привычны. Но вы в своей статье рассказываете об авторе факты, которых большинство людей не имеют даже представления. И в результате меняется взгляд и на его творчество. Ваш труд заслуживает уважения и признания.

  11. пишет:

    Замечательная статья ! Шишкин с детства один из любимейших художников, наряду с Левитаном и Айвазовским !

  12. пишет:

    Мы были на выставке картин Шишкина в Третьяковке, такие ощущения от живых картин никакие репродукции не могут передать!

  13. пишет:

    Смотрю на “Рожь”. С детства знакомый шишкинский пейзаж. И только сейчас подумалось – а так бывает? Чтобы поле во всю ширь, а по нему – огромные отдельно стоящие сосны…

  14. пишет:

    Спасибо за интересную статью! Шишкин талантливый живописец, его полотна наполнены позитивом и я с удовольствием узнала о нем много нового.

  15. пишет:

    Очень интересно узнать про соавторское написание картины с медведями, не знал об этом :)

  16. пишет:

    А у меня сейчас Шишкин, после просмотра этой подборки ассоциируется с вкуснячими конфетами из счастливого советского детства. Были такие конфеты, вафельные , назывались они. по-моему МИШКА КОСОЛАПЫЙ.
    Я обожал жевать эти сладости и рассматривать фантик, тщательно разглаживая его пальцами.
    А потом увидел репродукцию этой картины и решил, что это кто-то с фантика срисовал.)))))))))))

Ваш отзыв